Сцепление вилочного погрузчика имеет сходство с автомобильным, в технической части мы видим те же агрегаты:
- выжимной подшипник (муфта выключения) №4;
- корзина (нажимной диск) №3;
- ведомый диск сцепления №2;
- маховик №1.
Для примера возьмем вырезку из каталога погрузчика Toyota FG15:
Основной износ приходится на выжимной подшипник и диск сцепления погрузчика. На диске со временем стирается слой Феродо и он приходит в негодность, выжимной изнашивается из-за постоянного вращения и отсутствия смазки внутри (как и обычный подшипник). Демпферные пружины корзины тоже подвержены износу. Всех этих неисправностей можно избежать, если вовремя делать техническое обслуживание автопогрузчику.
Возможные неисправности и методы их устранения:
Признаки |
Неисправности |
сцепление «ведет» |
· деформация ведомого диска; · износ шлицев ведомого диска; · износ или повреждение накладок ведомого диска; · поломка или ослабление диафрагменной пружины; · неисправность рабочего цилиндра; · засорение гидропривода; · нарушение герметичности привода; · заедание, удлинение или повреждение троса; · повреждение рычажной системы |
сцепление «буксует» |
· износ или повреждение накладок ведомого диска; · замасливание ведомого диска; · поломка или ослабление диафрагменной пружины; · износ рабочей поверхности маховика; · засорение гидропривода; · неисправность рабочего цилиндра; · заедание троса; · заедание вилки выключения сцепления |
рывки при работе сцепления |
· износ или повреждение накладок ведомого диска; · замасливание ведомого диска; · заедание ступицы ведомого диска на шлицах; · деформация диафрагменной пружины; · износ или поломка демпферных пружин; · коробление нажимного диска; · ослабление опор крепления двигателя |
вибрация при включении сцепления |
· износ шлицев ведомого диска; · деформация ведомого диска; · замасливание ведомого диска; · деформация диафрагменной пружины; · ослабление опор крепления двигателя |
шум при выключении сцепления |
· износ или повреждение подшипника выключения сцепления |
Замена сцепления погрузчика выполняется по-разному, зависит непосредственно от вида погрузчика, на некоторых моделях не требуется многое разбирать и замена производится сверху через инспекционный люк (Toyota, Komatsu и другие), на других погрузчиках требуется снять коробку.
Регулировка сцепления погрузчика
Существует общий принцип регулировки, который может отличаться от изложенного ниже на некоторых моделях, но выглядит он так:
- При не выжатой педали сцепления, выжимной подшипник не должен прикасаться к лапкам;
- Нажимая педаль сцепления, диск одновременно должен освобождаться по всей поверхности;
- При полностью выжатой педали, диск должен быть свободным (со всех сторон одинаково) и не иметь касания с корзиной.
В основном механическое сцепление применялось на Львовских погрузчиках, Балканкар серии БВ 1733/2733 и других моделях советских автопогрузчиков, так же и на Японских Toyota, Komatsu, Nissan, Mitsubishi и др. Его применение достаточно практично, особенно со стороны технического обслуживания (стоит дешевле, чем гидротрансформатор). К примеру, на погрузчике Komatsu 1.5 тонны стоимость замены примерно 18-20т.р.